В данной статье была проведена попытка рассмотреть фразу «Шаңыраққа қара» в психологическом и феноменологическом аспекте, а именно то, как эта фраза влияет на психологическое самосознание казахов. Словосочетание дословно переводится – «смотри на шаңырақ, обрати внимание на шаңырақ, на самый центр (сердце) этого дома». Однако за собой оно имеет более глубокий смысл, который утратился, как мы предполагаем, за колониальный и постколониальный период (последнее столетие). Именно утрата исконного, истинного значения и смысла данного словосочетания тоже имеет разные психологические последствия, которые нуждаются в изучении.
Шанырак всегда считался священным и почитаемым для казахского народа. Для казахов, для каждого человека, это место его рождения, домашний очаг. Кроме того, шаңырақ считается символом единства, солидарности, процветания и гостеприимства. Хозяин дома хранил его как наследие своих предков и всегда дорожил им. Слово «қара» в словосочетании «қара шаңырақ» (черный дом) употребляется не в смысле цвета, а в смысле «древний, уважаемый». Данное словосочетание было абстрагировано от первоначального значения слова «юрта» в результате передачи из поколения в поколение и претерпел семантическое изменение [1]. В наши дни «қара шаңырақ» означает «самое первое, святое место, центр» [2].
Многие в семье с детства слышали фразу «Шаңыраққа қара», и, зачастую, она воспринимается тоталитарно запугивающей и даже угрожающей как запрет, угроза, предупреждение. Это еще одна фраза в копилке популярных родительских посланий в психотерапии, с которыми, мы, психологи работаем с клиентами. Среди них также есть такие, как «не смейся громко», «много будешь смеяться – много будешь плакать», «не прыгай», «не бегай», «не трогай, это для гостей» и т.д.
Была проведена тщательная работа над раскрытием понятия. С этой целью было изучено несколько источников. Среди них статьи газеты «Дидар», автора Қызырбека Дүргінбайұлы. В ней говорится о значении «шаңырақ» в устройстве юрты. Объясняется почему людей считали не поголовно, а говорили «шаңырақ», а также раскрывается одно из многочисленных значений фразы [3]. В статье говорится о том, что «шаңырақ» является самой святой частью юрты, которая соединяет дом человека с миром, со Вселенной и Богом. Соответственно смотреть на «шаңырақ» означало помнить о том, что ты человек, и что ты живешь в мире где есть хозяин – Бог. Тем самым, оберегая человека от совершения ошибок и грехов.
Если говорить об устройстве юрты, то в ходе изучения источников обнаружено, что юрта испокон веков считалась живой, как человек [4]. При изготовлении юрты не причиняли вреда деревьям: их не вырывали целиком, не рубили. Юрту собирали из имеющихся, готовых ветвей ивы. Если люди жили богато, то использовали ветки березы. Это означало, что конструкция юрты сделана очень гармонично и экологично. Юрта была живым организмом, домом, который можно было собирать и разбирать, брать с собой в новые кочевья чтобы сохранить природу вокруг [5].
С целью написания данной статьи был проведен опрос среди читателей сайта www.ccep.kz, а именно 16 человек, 86% которых работающие женщины в возрасте от 25 до 55 лет. Главная задача опроса – выявить что понимают люди под фразой «шаңыраққа қара». Результаты опроса были следующие:
Не забывай в чьем доме ты находишься, знай свое место – 40%
Следи за домом: чистота, порядок, уют, все ли сыты, одеты, умыты – 10%
Уважай хозяина этого места/дома – 50%
По результатам опроса было выявлено, что большинство опрошенных (50%) считают, что эту фразу используют для того чтобы напомнить о том, кто в доме хозяин, в целях запугивания и подавления. Однако так ли это на самом деле?
Раскрывая смысл фразы, попробуем понять почему так важно обращать внимание на самую центральную часть дома (юрты) – «шаңырақ» и направлять свой взор вверх. В первую очередь, смотреть и ухаживать за юртой было равнозначно тому, чтобы смотреть и ухаживать за собой. Ведь если ветви не будут правильной и одинаковой длины, то шаңырақ не будет твердо закреплен. Соответственно, появляется риск неустойчивости юрты, что ставит под угрозу жизнь человека, находящегося в ней. Не менее важным является согласованность с тем, что происходит вокруг. Например, если задержаться на одном пастбище на одну лишнюю неделю, то в следующем году трава может не вырасти так же пышно как в этом. Это в свою очередь негативно скажется на скоте, а скот, как известно — главное богатство кочевника.
Таким образом, можно сказать, что сосредоточение внимания на центральной части юрты — «шаңырақ», могло служить призывом к обращенности человека в самую центральную часть себя — в его душу, в его чувства, в его внутренние ощущения. Ведь именно чувства и ощущения сообщают нам о важном и ценном: нравится нам что-то или нет, хотим мы что-то или нет, грустно, страшно, весело или нас что-то злит. Чувства и ощущения являются маяком во внутреннем диалоге, чтобы яснее слышать истинный голос сердца.
По мнению психотерапевта и основателя центра Культурной и Экзистенциальной Психологии Нургуль Молдабайқызы, «шаңыраққа қара» означает, цитирую, «когда бытие самим собой согласуется с бытием в мире». Здесь подразумевается что согласие человека с самим собой не может противоречить миру и бытию в согласии с миром. Обретя мир внутри, ты автоматически становишься согласованным с миром снаружи. В ее книге «Өзге бұлақ: балаға қараудың экзистенциялық негіздері» отдельно выделяется феномен «мекенге құрмет», что в переводе означает уважение и признание родного места [6].
Говоря о согласованности внутри себя и в мире на примере психотерапии, стоит заметить, что чаще всего к психологу приходит человек с внутриличностным конфликтом, имея внутри противоречивые чувства, желания, потребности, которые мешают человеку жить в ладу и в мире с собой. Клиент приходит в усталости и растерянности. С ощущением отсутствия того, на что он мог бы ориентироваться и идти чувствуя твердую землю под ногами. Будто это не построено, или не было защищено. Будто маяка даже и не было в его жизни. Тогда он нуждается в человеке рядом, имеющем этот маяк в себе, чтобы научиться быть в себе и за себя.
Параллельным процессом психотерапии является работа над неустроенностью клиента в этом мире. Человек всегда находится в мире, в постоянным непрекращающихся отношениях с миром, как я, например, в данный момент связываюсь с миром через клавиатуру своего компьютера и сидя на стуле. Однако, если клиент не имеет такого места просто по умолчанию, либо если место было недостаточно защищенным, то его внутриличностный конфликт впоследствии вырастает и в конфликты с миром.
Тогда перед нами предстает человек со сломанным внутренним компасом, не имеющий представления куда он принадлежит и где его место. И мне ощущается, что раньше, когда такое состояние замечалось у кого-то, ему как напоминание и как наставление говорили «Шаңыраққа қара!». В этом контексте видится больше мудрости и целительного смысла, чем то значение, которое придавалось позднее.
В дополнение к психологическим аспектам данной фразы, считаю важным добавить, что порой обращение взора «в центр» для человека может быть очень болезненным. Есть несколько исследований, согласно которым, дети, у которых не было безопасного дома, чаще были склонны к нарушениям в когнитивном развитии и к психическим расстройствам [7,8]. Таким образом при обращении взора на центр дома, которого нет, вместо которого пустота, ребенок мог столкнуться с болью утраты дома, семьи, отца, матери, и всего того, что должно было строить и составлять его мир. Это слишком большие потери для маленького ребенка, в особенности при отсутствии рядом родных ему людей, готовых встретить его боль утраты. А значит ребенку не остается ничего другого кроме как оставить их под закрытой дверью в дебрях подсознания. Только равносильная по значимости боль может разбудить то, что закрыто у каждого человека с таким опытом. Чаще всего это происходит во взрослой жизни.
Будучи взрослым у человека появляется выбор: посмотреть на то, что за дверью, или продолжать игнорировать дальше? Столкнуться лицом к лицу со своей болью утраты и горевать, или закрыть свое сердце и душу еще сильнее, убивая еле оставшуюся чувствительность? Может «шаңыраққа қара» было призывом и напоминанием о том, что у каждого, даже у бездомного, даже у сироты — должен быть свой дом, где ему тепло и где ему рады? Может только посмотрев на свой несбывшийся и несбыточный «шаңырақ», мы сможем наконец приобрести право, данное нам с рождения? Ведь только имея это право, мы безболезненно и свободно можем устремлять свой взор внутрь себя.
Когда наставление «шаңыраққа қара» приобретают данный смысл мне все больше хочется смотреть на свой «Шаңырақ».
Жумабаева А.А. Лингвокультурологическая кодификация и интерпретация памятника “Ырык Битиг” (Гадательная Книга)». Диссертация на соискание докторской степени в рамках совместной программы Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова и Казахского национального университета имени аль-Фараби. 2021 г.
Оспанова Ф. А. Фразеологизмдер уәждемесінің лингвомәдени аспектісі. Филол. ғылым. канд. ... автореф. 10.02.20. –Алматы, 2006. -41б.
Қазақ, ағылшын, қытай тілдеріндегі “қоғам” саласына қатысты түр-түстік фразеологизмдердің тақырыптық топтары және олардың лингвомәдени табиғаты ҚазҰУ хабаршысы. Шығыстану сериясы. №3 (48). 2009. -80с.
Нұргүл Молдабайқызы. Өзге бұлақ: балаға қараудың экзистенциялық негіздері. - Нұр-Сұлтан: 2022 ж. 37-бет.
Parks RW, Stevens RJ, Spence SA. A systematic review of cognition in homeless children and adolescents. J R Soc Med. 2007 Jan;100(1):46-50. doi: 10.1177/014107680710000116. PMID: 17197688; PMCID: PMC1761678.
Bassuk EL, Richard MK, Tsertsvadze A. The prevalence of mental illness in homeless children: a systematic review and meta-analysis. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2015 Feb;54(2):86-96.e2. doi: 10.1016/j.jaac.2014.11.008. Epub 2014 Nov 22. PMID: 25617249.